Что такое воронка продаж в интернете
Продажи через интернет давно перестали быть чем-то необычным. Все больше и больше видов бизнеса постепенно переходят из офлайн в онлайн, или пытаются с тем или иным успехом совмещать два вида своего присутствия на рынке. Новые реалии, новые виды взаимодействия с потенциальными клиентами требуют от бизнеса особого подхода к своей деятельности, к работе с клиентами. Прошло то время, когда хватало простых рекомендаций, когда человек просто приходил в магазин, делал покупку. Вам было всё равно, откуда он пришёл, откуда о вас узнал, и вернётся ли ещё – потому что такой магазин с таким товаром был только у вас. И в данной статье разберем, что такое воронка продаж.
Работая с клиентами в сети, практически каждый бизнес рано или поздно сталкивается со следующими проблемами:
- нет чёткой системы работы с клиентами;
- нет понимания, насколько эффективно работает отдел маркетинга;
- нет грамотной сегментации, и как результат – нормальной работы с потенциальными клиентами, новыми, и теми, кто сотрудничает с вами уже не один год. А у всех этих людей разные потребности, и разное отношение к вам и вашему предложению.
Все эти моменты можно продумать и грамотно автоматизировать, чтобы избавить вас и ваш отдел продаж от рутинной работы, а самое главное – улучшить работу с клиентами.
Для этого надо проработать воронку продаж для вашего бизнеса. Что это такое и как это реализовать – пойдет речь в данной статье.
Воронка продаж определение
Воронка продаж – это путь, по которому проходит клиент с того момента, как его заинтересовал ваш продукт (или ваша компания) до момента оформления сделки (покупки). Потому воронку продаж по-другому ещё называют туннель продаж, путь клиента, sales tunnel.
На протяжении данного пути ваша основная задача — учитывать все потребности клиента, которые возникают на каждом этапе, а также его мотивы, вопросы, возражения. Вам надо уметь подстраиваться под клиента, продавать ненавязчиво, потому что продажи в лоб уже больше не работают. Продажи сегодня – это настоящее искусство, умение понимать и чувствовать потребителя, изучать его проблемы, и уметь вовремя и правильно предлагать решения.
Что нужно знать о воронке продаж:
- все ступени воронки можно легко связать с бизнес-процессами;
- под каждый продукт внутри предприятия, под каждое направление необходимо строить отдельную воронку продаж;
- воронку продаж можно оформить графически, или даже используя простую таблицу Excel;
- воронка продаж для каждой компании отличается, так как зависит от таких факторов, как маркетинговая стратегия, вид продукта, сегмент, тип клиентов и т.п.
- со временем в воронку продаж надо вносить изменения, чтобы она отражала реальное положение дел, и чтобы было легче управлять продажами.
Как создать воронку продаж
Концепция воронки продаж на самом деле очень проста:
- необходимо определить основные этапы, которые проходит клиент, прежде чем принять решение о покупке;
- построить отношения с клиентом таким образом, чтобы учитывать его настроение на каждом этапе, и предлагать соответствующее решение.
Согласитесь, глупо предлагать годовой абонемент в спортзал тому, кто только думает о том, что ему надо бы заняться своей физической формой. Клиент ещё не созрел до такого решения. А вот подарить ему пробное занятие со скидкой – самое время. Предложить абонемент можно будет только после такого занятия, не раньше.
Почему именно «воронка»? Это весьма удачная метафора. Кто-то может представить себе водоворот или смерч, который затягивает всех на своем пути внутрь себя. Именно так должна работать ваша реклама – у клиентов просто не должно быть шансов устоять. А если серьезно, то если изобразить путь клиента схематически, то мы получаем перевернутую пирамиду, или воронку:
Данная схема наглядно (и несколько упрощённо) иллюстрирует путь от первого прикосновения клиента к вашему предложению, и до заключения сделки. Этот путь принято разделять на 4 основных этапа (но в зависимости от бизнеса их может быть больше, это необходимый минимум): осознание проблемы – интерес к продукту – решение – действие.
Почему получается воронка? Потому что на каждом из этих этапов находится разное количество людей. И если наложить это количество на каждый этап, получается именно такая схема. Например:
- Увидели ваше рекламное объявление – 20000 человек
- Зашли на сайт – 10000 человек
- Позвонили – 100 человек
- Купили – 80 человек
Воронка продаж – это не просто «схема» пути вашего клиента. Это ещё и инструмент аналитики, с помощью которого можно увидеть, как потенциальный клиент приходит к решению о покупке, и какие мотивы им двигают. Кроме этого, воронка покажет, сколько человек отсеивается на пути к покупке, поможет определить слабые места в вашей стратегии.
- В самой широкой части воронки находятся все те люди, которые понимают, что им интересен или нужен тот или иной продукт или услуга. Пока им абсолютно всё равно, где приобретать или заказывать – они ещё не до конца решили, покупать им это вообще, или нет. Может, есть какие-то альтернативные решения. Процесс сбора такой информации, процесс знакомства отличается от ниши к нише. Но одно здесь точно работает везде – вам надо сделать так, чтобы люди узнали именно о вашей компании, вашем продукте, и заинтересовались им.
- После того как первая информация получена, человек начинает испытывать интерес к конкретному продукту или бренду, и начинает узнавать более подробные детали именно о нём. Это и есть второй этап – этап интереса. Сейчас он ищет разные продукты на рынке, сравнивает, изучает характеристики, узнаёт цены.
- После того как клиент уже принял решение купить продукт или заказать услугу – это уже переход на следующий этап. Тут все зависит от вашего отдела продаж и умения специалистов обслужить человека. Если речь идет об интернет-магазине – важно на этом этапе обеспечить удобство покупки, добавления товара в корзину, выбора оплаты и доставки. В офлайн-магазинах огромную роль на этом этапе отыгрывает человеческий фактор (работа ваших продавцов), а также другие моменты – наличие товара, например.
- Вершина воронки, самая узкая её часть – это те люди, которые все-таки совершили покупку. Если на всех этапах работа организована правильно, клиент может вернуться к вам ещё раз, и ещё.
Разберем пример: контекстная реклама привлекает на ваш сайт 100 клиентов в день. В результате вы получаете 10 звонков. То есть, 9 из 10 клиентов уходят с сайта, ничего не заказав. А это всего лишь второй этап воронки – знакомство с вашим предложением! Как итог – необходимо пересмотреть содержание страниц, скорость загрузки сайта, выявить причину, по которой ваш сайт так плохо конвертирует. И такие вопросы и проблемы могут возникать на каждом этапе.
Воронка помогает вам не просто понять, какие шаги делает клиент: вы можете мягко контролировать поведение клиента на каждом этапе, стимулировать интерес, и побуждать к целевому действию. Самая большая ценность проработки пути клиента в том, что вы можете сегментировать клиентов, в зависимости от того, на каком «витке» воронки они находятся. Вы легко определите схожие проблемы и интересы. И как результат – сможете предложить каждому то решение, которое подходит именно ему.
Пример воронки продаж
Допустим, у вас магазин с товарами для детей.
- Есть две клиентки – у одной первый ребёнок, и она ещё не знает, какую пустышку лучше купить, какую фирму выбрать.
- Вторая уже имеет двоих детей, и прекрасно знает, какая пустышка лучше всего подошла первому ребёнку, и весьма вероятно, что возьмет ту же второму.
- В итоге первая может вообще не купить пустышку, так как начитается умных статей о том, что пустышка может испортить прикус ребенку, а вторая придет и сделает покупку. Конечно же, работать с этими двумя клиентками по одному шаблону нельзя.
Как уже сказано выше, для каждого бизнеса, для каждой компании, и даже внутри самой компании может быть несколько воронок продаж. И все они будут отличаться между собой. Но есть некая общая формула воронки продаж, которую вы можете использовать, слегка видоизменив под свой бизнес.
Этапы воронки продаж
Что в продажах через интернет, что в офлайн, вы можете выстроить воронку продаж следующим образом.
Этап 1. Охват
На данном этапе люди осознают, что им нужен определённый товар. Ваше задание, как мы уже говорили – донести до них информацию о своем товаре или бренде. В интернете это проще всего сделать с помощью медийной, таргетированной или контекстной рекламы, видео, поискового продвижения. К примеру, вот это объявление ВКонтакте старгетировано на молодых мам, которые ищут возможности удобного заработка из дома. Им может быть интересно такое предложение, в любом случае доносится информация о том, где можно подобному научиться.
Пример контекстной рекламы – если пользователь интересуется покупкой телефона. Он ещё не знает, где купить и какую модель выбрать. Но у него уже есть варианты. Бренды рассказывают о себе:
В офлайн же давно и безотказно работают баннеры, листовки, рекламные флаеры.
Этап 2. Привлечение на целевую страницу
Или трафик на сайт. Проходя по рекламному объявлению, люди попадают на сайт или лендинг, в группу ВКонтакте. Важно сделать все для того, чтобы разогреть интерес, донести основные преимущества вашей компании и вашего предложения.
Этап 3. Лидогенерация или получение заявок
На данном этапе клиент уже готов принять решение сделать заказ и оставляет вам свои контакты. Он может заполнить форму на сайте или лендинге, может позвонить вам или написать. Чтобы стимулировать посетителей оставлять свои контакты, используйте сервисы обратного звонка и онлайн-консультанта.
Этап 4. Коммерческое предложение, расчёт стоимости и прочее
Этот этап, как правило, работает в сфере В2В, но и в ряде ниш, которые работают с клиентами (например, ремонт квартир, установка окон, строительство домов). В таком случае клиент запрашивает на предыдущем этапе стоимость. Ваша работа рассчитать и выслать ему прайс (или прислать замерщика, например, который оценит объём и стоимость работ).
Этап 5. Сделка и оплата
Это почти вершина воронки – заключение сделки, или собственно покупка. Ваша задача на данном этапе обеспечить удобство её оформления. Подумайте, каким образом вашим клиентам будет удобнее всего оплачивать покупку или заказ. Многие компании терпят неудачу именно на этом, таком важном этапе, просто предложив один неудобный вариант оплаты. Такая мелочь, а многого стоит.
Этап 6. Получение товара
В офлайн данный этап не разделим с предыдущим (если речь идет о простой покупке в магазине). Что касается, интернет продаж, то это ещё один важный этап воронки, от которого зависит, будут ли к вам обращаться ещё. Проследите за тем, чтобы товар был хорошо и красиво упакован, чтобы покупатель получил его вовремя.
Этап 7. Дополнительные продажи
На этом этапе часто объединяется с этапом сделки, оформления покупки. Сразу, «не отходя от кассы» можно предложить покупателю приобрести что-то ещё. А можно сделать это и позже, например, прислав письмо со специальными предложениями по интересам пользователя.
Этап 8. Повторные покупки
Если при первом «прохождении» вашей воронки клиент остался доволен и вашим обслуживанием, и вашим товаром – он вернется к вам. Это та самая вершина, к которой надо стремиться, так как привлечение новых клиентов всегда обходится дороже, чем удержание старых.
Пример воронки продаж в B2B
Теория теорией, но неплохо было бы разобрать это всё на реальном примере. Возьмём компанию, которая производит тротуарную плитку. Её клиенты в данном случае – крупные строительные компании.
- На этапе охвата целесообразно использовать холодные звонки по базе организаций, а для менеджеров установить KPI в виде качественных исходящих звонков — когда отправлено коммерческое предложение или получен контакт выше стоящего руководителя.
- Так как у нас звонки, дальше будет проводиться непосредственный разговор менеджера по продажам с представителем компании. На данном этапе необходимо вызвать интерес и попытаться получить заявку. То есть, в данном случае у нас второй и третий этап (интерес и лидо генерация) объединяются в одно. В ходе разговора менеджер получает, допустим, электронный адрес, на который можно выслать прайс или коммерческое предложение.
- Затем мы переходим на следующий этап – готовим и высылаем коммерческое предложение.
- Тут есть еще и промежуточный этап – устранение препятствий. Это может быть ещё один звонок после отправки прайса, и обсуждение цены, или личная встреча, обсуждение сотрудничества.
- Далее идет этап сделки – обычно это заключение договора, предоплата.
- Затем шестой этап – получение товара и окончательный расчёт (если предоплата не была 100%).
- Седьмой этап – дополнительные продажи – в этом виде бизнеса маловероятны. Хотя если компания производит еще и тротуарный бордюр, например, то можно попробовать предложить новому партнеру приобрести ещё и его.
Повторные покупки возможны, если первое сотрудничество между компаниями прошло на хорошем уровне. Можно заключить договор на постоянные поставки плитки, постоянное сотрудничество. А для того, чтобы автоматизировать весь процесс — используйте CRM-систему.
Проблемы воронки продаж
На каких этапах тут могут возникнуть проблемы
- На этапе первого звонка – если у вас нет готового скрипта, и ваши менеджеры не умеют обрабатывать возражения (мы работаем с другими поставщиками, у нас сейчас нет денег и т.п.);
- На этапе выставления счета – если цена окажется неподходящей для потенциального клиента (слишком дорого), или если адрес указан неправильно (и такое часто бывает);
- Между этапами выставления счета и заключения сделки («ой, вы знаете, что-то мы ваше письмо потеряли…»)
- На этапе производства и получения товара, если он окажется плохого качества, или будут задержки с поставками.
Если знать наперед, какие могут возникнуть узкие места в вашей воронке, вы сможете вовремя устранить их, тем самым доводя до вершины максимальное количество клиентов. К примеру, усилить контроль качества продукции, проработать логистику, провести обучение отдела продаж и т.п.